Советы учителя-дефектолога заботливым родителям
(как организовать работу с ребёнком в летний период)
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь круглый год.
В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенных в течение учебного года знаний и навыков. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные знания в рамки занимательных игр. Не надо заставлять ребенка заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!
Вот несколько советов и подборка игр, которые помогут закрепить полученные знания!
Развитие речи
1. Игры с мячом. «Съедобное – несъедобное», «Живое – не живое», «Я знаю 5 названий (имён)…», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, лёгкий – тяжелый…) – помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
2. Игры в слова. Эти игры очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
- какими словами можно описать времена года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только
весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных):
Яблоко какое? – зелёное, большое, круглое, сочное, душистое…
- что он может делать (назови как можно больше глаголов):
Цветок что делает? – растет, цветет, распускается, пахнет, вянет и т.д.
3. Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка-точка-кочка..
4. «Найди ошибку в предложении» (В лес растут гриб. Шишки растут …елке)
5. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясняйте, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинный, как день) и конца (короткий, как вечер).
6. Учите ребенка пересказывать сказки, рассказы. Составлять рассказы из личного опыта (Например, «Как я провел свой день», «Как мы отдыхали у бабушки», «Что интересного я сегодня узнал» и т.д.)
7. Заучивайте стихотворения, считалки (для тренировки памяти).
8. Учите детей отгадывать загадки, предложенные взрослыми, пытаться самостоятельно (или с помощью взрослого) составить загадку о том или ином предмете; выделять главные, существенные признаки в предмете или явлении. (Дидактические игры «Подскажи словечко», «Отгадай-ка»)
Чаще читайте ребенку вслух. Это развивает слуховое внимание, вызывает у ребёнка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память, рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше всего понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося ему героя.
Развитие мелкой моторики
- Собирать, перебирать ягоды
- Полоть грядки
- Выкладывать рисунки из камней, шишек, круп
- Играть с глиной, мокрым песком
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Бросать и ловить летающие тарелочки
- Собирать мозаики, конструкторы, пазлы
- Перебирать крупы
- Играть с пальчиками (народные игры, типа «Сороки»)
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами
- Складывать простые игрушки из бумаги (оригами)
- Лепить из пластилина, теста
Для развития фонематического слуха
Играйте в игры:
1. «Поймай звук (хлопки на заданный звук)»,
2. «Назови первый (второй…) звук в слове»,
3. «Сложи слово»,
4. «Расшифруй слова»,
5. «Сколько звуков в слове» и т.д.
Уважаемые родители!
Ежедневное общение с вашими детьми пусть проходит в занимательной и познавательной форме!
Источник: http://ddu270.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=38391