Развитие речевого дыхания
При формировании правильного произношения у детей с нарушениями речи проводится работа по развитию речевого дыхания. Физиологическое дыхание таких детей, как правило, поверхностное, верхнерёберного типа. Ритм дыхания недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. В процессе речевого высказывания у детей отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи. Характерным является недостаточный объём вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дошкольникам с нарушениями речи, прежде всего, необходимо развивать объём легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте – формировать грудобрюшной (диафрагмально-рёберный) тип дыхания, который является базой для речевого дыхания.
При выполнении дыхательных упражнений важно следить, чтобы ребёнок делал спокойный короткий, глубокий вдох через нос (не надувая щёки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох через рот без речевого сопровождения, а затем и с речевым сопровождением.
Дыхательные упражнения
1. Сдувание с поднесенной ко рту ладони любого мягкого предмета (ватного шарика, бумажной салфетки и т.п.);
2. Дутьё на кусочки ваты, привязанные на нитке («Фокусы» - для игры ватный шарик диаметром 2-2,5 см прикрепляют на нитку длиной 10-12 см);
3. Дутьё снизу вверх на пушинки одуванчика (стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе);
4. Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т.п.;
5. Дутьё на карандаш, лежащий на столе, так, чтобы тот покатился; дутьё на ватные шарики ( «Загони мяч в ворота»);
6. Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек;
7. Пускание мыльных пузырей («Шторм в стакане» - посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой);
8. Дутьё с использованием свистков, гудков, дудочек, губной гармошки;
9.Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок»: предлагается дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой;
10.Сильное дутьё на воду до образования брызг;
11.Дутьё-катание по желобку легких деревянных или целлулоидных шариков
Важно придерживаться рекомендаций:
1. Выполнять дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении, до еды;
2. Следить за осанкой ребёнка (чтобы он не напрягал плечи, шею);
3. Не переутомлять ребёнка, не делать слишком большой вдох (может возникнуть головокружение).
Литература: Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи/ Н.Н.Баль, Н.В.Дроздова. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.-152 с.