Развиваем речь ребенка
через домашний театр
Огромную радость детям доставляет театр! Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Развитие театральной деятельности в дошкольном учреждении накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Родители могут стать инициаторами
организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа,
«У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием.
Для домашнего пользования доступны – кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. Например, старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в веселого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите веревочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой ленто палочку.
Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали.
Домашние постановки помогают детям замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.
Создавая домашний театр, вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи…
Уважаемые родители!
1. Читайте дома больше сказок, стихов, беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональны.
2. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой и жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов.
3. Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям.
4. Используйте игры со скороговорками. Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенную речь. Скороговорка сначала произносится беззвучно с активной артикуляцией, затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
5. Играйте в пальчиковые игры со словами. Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику, внимание, воображение, память.
Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети могут использовать в повседневной жизни!
Литература:
1. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.- М.: Просвещение, 2004.
2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.