Игры для развития тактильного восприятия у детей с нарушениями зрения и тяжелыми нарушениями речи
Выдающийся педагог В.А Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Область мозга, отвечающая за мелкую моторику, находится но соседству с речевым центром, поэтому занятия на моторику способствуют развитию речи.
Тактильные игры - это игры, направленные на восприятие окружающего мира с помощью рецепторов кожи. Помимо стимуляции речевого развития, тактильные игры также:
• Формируют у детей чувствительность пальцев и кистей рук. формируют умение управлять ими;
• Несут терапевтический эффект - успокаивают, положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
• Развивают концентрацию внимания, сосредоточение;
• Развивают координацию движения, пространственное ориентирование;
• Способствуют логическому мышлению.
Развивать осязание и мелкую моторику можно с использованием:
- сыпучих или жидких материалов;
- развивающих книжек из подручных материалов - фетра, пуговиц, ленточек, бусин, «молний», тканей разных фактур;
- лепки из пластилина, соленого теста, в том числе с закрытыми глазами;
- бизибордов - деревянные панели со всевозможными кнопками, крючками, выключателями;
- шнуровки, бус, мозаики, игольчатого конструктора, конструктора «репейник» и т.д.
Все игры, в процессе которых ребенок что-то трогает, прикасается к поверхности, знакомится с разными фактурами, оказывает благотворное влияние на развитие тактильных ощущений.
С педагогами были проработаны такие практические игры:
1. Тактильные крышечки
2. Найди пару
3. Найди непохожие крышечки
4. Узнай на что (кого) похоже