ПО ЗАПОВЕДНЫМ ТРОПАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БРАСЛАВСКИЕ ОЗЁРА»
Цель: Познакомить детей с охраняемым диким животным нашей Республики, обитающим на территории национального парка «Браславские озёра» - барсуком.
Задачи:
- Расширять представление детей о заповедниках и национальных парках Республики Беларусь.
- Расширять представление детей о диких животных занесённых в красную книгу РБ, обитающих на территории страны.
- Воспитывать у детей доброе, отзывчивое отношение к животным родного края.
Национальный парк – одно из немногих угодий страны, где постоянно обитают такие редкие для Европы виды, как медведь, рысь и барсук, которые включены в Красную книгу Республики Беларусь. Один из обитателей «национального парка» сегодня приглашает нас в гости.
Давай узнаем кто это:
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный ... (Барсук)
А вот и Старичок – Лесовичок. Он познакомит нас с барсуком и проводит к его домику по лесным станциям:
Станция 1 - Кто такой барсук?
Барсук – типичный житель лесов и тайги . Давайте рассмотрим, как выглядит этот подземный житель. Посмотрите, как барсук приспособлен к тому, чтобы рыть землю (рыть нору, выкапывать корешки). У него короткие, но довольно сильные лапы, с длинными (до 5 см) когтями. Тело вытянутое длиной до 90 см, голова узкая, чтобы удобно было подлазить в норе. Обитает барсук в лесах, глубокие норы роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведет ночной образ жизни.
Станция 2 - Опытный строитель
Барсук славится своим мастерством строителя.
Нора барсука – это многоярусное и очень уютное сооружение. Они всё время расширяют своё жилище, копают новые ходы и отнорки. Бережно устилая их травой и сеном. Старые барсучьи поселения так и называют «городки». Живут они в них всю жизнь. Иногда в барсучьих городках до 50 отверстий.
Станция 3 - Чем питается барсук?
Рацион барсуков очень разнообразен. Несмотря на то, что эти животные относятся к отряду Хищников, они всеядны и употребляют много растительной пищи. Барсук обычно питается растительной пищей грибами, ягодами, орехами, травой, корешками, но ему не составит труда поймать мышку, лягушек, ящериц, червей и даже птиц.
Зимой из-за недостатка пищи хищники охотятся активнее, и чаще употребляют в пищу кроликов и ежей. При случае животные могут полакомиться домашней птицей.
Станция 4 - Друзья и недруги
Барсук славится своим гостеприимством на весь лес: ему не редко случается делить свою нору с лисицей, дикой кошкой или хорьком. Эти животные отличаются тем, что у них практически нет природных врагов, за исключением волчьих стай, одичавших собак и крупных рысей. Но, барсук не так уж и безобиден, он вполне может дать отпор волку и лисе, если те вздумают на него охотиться.
Станция 5 - Домик гостеприимного хозяина
Ну вот мы и добрались до домика нашего нового друга – БАРСУКА. Давай с ним немного поиграем.
Игра 1 – Домик для барсука
«Помоги нашему барсучку выбрать «домик» где он будет жить»
Цель: закрепление представлений детей о том, где и в каких условиях проживает барсук.
Задачи:
- развивать речь, память, внимание,
- активизировать ранее полученные знания о среде обирания барсука,
- учить детей называть и распознавать «домики» животных, уметь определить место, где обитает барсук из предоставленных картинок,
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Материал к игре:
Круг с изображением барсука, набор картинок - «домиков» домашних и диких животных.
Правила игры:
Взрослый предлагает детям выбрать картинку с «домиком» для барсука, а также назвать о животное, которое в нём живёт.
Игра 2 – Покорми барсука
«Давай вспомним чем любит лакомиться наш друг Барсук»
Цель: закреплять знания детей о барсуках (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о животных.
Задачи:
- развивать познавательный интерес, слуховое восприятие и фразовую речь,
- упражняться в умении использовать в речи простые предложения,
- - активизировать ранее полученные знания о рационе барсука.
Материал к игре: Для игры понадобятся цветные картинки с изображением еды на выбор для барсука.
Правила игры:
Взрослый предлагает детям выбрать картинку с едой для барсука, на основании полученных ранее знаний.
Игра 3 – Весёлые вопросики
игра – викторина
«Давай я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуешь дать мне правильный ответ»
Цель: закрепить у детей знания, полученные ранее. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь
Задачи:
-способствовать формированию у детей чувства любви к животным;
-закрепить представление детей о барсуке;
-способствовать развитию у детей умения концентрировать внимание для быстрого ответа;
-способствовать развитию связной речи детей, мышление, логику;
- знакомить детей с таким видом игры, как «Викторина»
Материально-техническое обеспечение:
иллюстрации, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение “Звуки леса”, “Звуки животных”, “Пение птиц”, игротека.
Правила игры:
Взрослый задает детям вопросы относительно пройденного материала, активируя ранее полученные знания и направляя к верному ответу.
Вопросы по викторине (Приложение 6)
1. ДАВАЙ ВСПОМНИМ, КАК ВЫГЛЯДИТ БАРСУК:
а) Большой пушистый хвост, цепкие лапки, ушки с маленькими кисточками, окрас шерсти – рыжий.
б)Глаза почти слепые, сильные передние лапы с длинными когтями, густая темная шерсть, живёт в земле.
в) На его морде есть две широкие темные полосы, крепкие лапы с длинными когтями, чтобы рыть норы.
2. В КАКОЙ МЕСТНОСТИ ПРОЖИВАЕТ БАРСУК
а) В лесной местности в норах которые делает сам, может вести соседство с лисой.
б) В птичьих гнёздах, которые в бою отбирает у птиц, либо в дупле белки.
в) В странах где много снега, выбирает сугроб побольше и живёт в берлоге.
3. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДРУГОМ БАРСУКА
а) Волки, дикие собаки, медведи
б) Тигр, рысь, крокодил
в) Лисица, куница, дикая кошка
Заключение:
Ну вот мы и завершили наше путешествие по заповедным тропам национального парка «Браславские озёра» и побывали в гостях у жителя заповедника – Барсука. До новых встреч!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Козло П. Г. "Барсук"/ Звери: Популярный энциклопедический справочник (Животный мир Беларуси). Минск, 2003. С.66-70
2. Сидорович В. Е. "Норки, выдра, ласка и другие куньи" Минск, 1995. -191с.
3. Сержанин И. Н. "Млекопитающие Белоруссии". Издание 2-е. Минск, 1961. -321с.
4. Савицкий Б. П. Кучмель С. В., Бурко Л. Д. "Млекопитающие Беларуси". Минск, 2005. -319с.
5. Файбіч А. М., Ратэнка І. І. "Даследаванні па дэмаграфіі барсука (Meles meles L.) на поўначы Беларусі" / Актуальные проблемы экологии: материалы VI междунар. науч.- практ. конф. Гродно, 2010. С.146-147
6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь "Охрана окружающей среды в Республике Беларусь". Статистический сборник. Минск, 2020. - 203 с.