Архіў навін - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навін

11.02.22

Проект "Заповедные тропы"

ПО ЗАПОВЕДНЫМ ТРОПАМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «БРАСЛАВСКИЕ ОЗЁРА»

Цель: Познакомить детей с охраняемым диким животным нашей Республики, обитающим на территории национального парка «Браславские озёра» - барсуком.

Задачи:

- Расширять представление детей о заповедниках и национальных парках Республики Беларусь.

- Расширять представление детей о диких животных занесённых в красную книгу РБ, обитающих на территории страны.

- Воспитывать у детей доброе, отзывчивое отношение к животным родного края.

 

Национальный парк – одно из немногих угодий страны, где постоянно обитают такие редкие для Европы виды, как медведь, рысь и барсук, которые включены в Красную книгу Республики Беларусь. Один из обитателей «национального парка» сегодня приглашает нас в гости. 

Давай узнаем кто это:

Он идёт неторопливо,

Зацепил хвостом он сук.

Полосатый он, красивый.

Зверь хозяйственный ... (Барсук)

А вот и Старичок – Лесовичок. Он познакомит нас с барсуком и проводит к его домику по лесным станциям:

Станция 1 - Кто такой барсук? 

Барсук – типичный житель лесов и тайги . Давайте рассмотрим, как выглядит этот подземный житель. Посмотрите, как барсук приспособлен к тому, чтобы рыть землю (рыть нору, выкапывать корешки). У него короткие, но довольно сильные лапы, с длинными (до 5 см) когтями. Тело вытянутое длиной до 90 см, голова узкая, чтобы удобно было подлазить в норе. Обитает барсук в лесах, глубокие норы роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведет ночной образ жизни.

Станция 2 - Опытный строитель 

Барсук славится своим мастерством строителя. 

Нора барсука – это многоярусное  и очень уютное сооружение. Они всё время расширяют своё жилище, копают новые ходы и отнорки. Бережно устилая  их травой и сеном. Старые барсучьи поселения так и называют «городки». Живут они в них всю жизнь. Иногда в барсучьих городках до 50 отверстий. 

Станция 3 - Чем питается барсук?

Рацион барсуков очень разнообразен. Несмотря на то, что эти животные относятся к отряду Хищников, они всеядны и употребляют много растительной пищи. Барсук обычно питается растительной пищей грибами, ягодами, орехами, травой, корешками, но ему не составит труда поймать мышку, лягушек, ящериц, червей и даже птиц.

Зимой из-за недостатка пищи хищники охотятся активнее, и чаще употребляют в пищу кроликов и ежей. При случае животные могут полакомиться домашней птицей.

Станция 4 - Друзья и недруги 

Барсук славится своим гостеприимством на весь лес: ему не редко случается делить свою нору с лисицей, дикой кошкой или хорьком. Эти животные отличаются тем, что у них практически нет природных врагов, за исключением волчьих стай, одичавших собак и крупных рысей. Но, барсук не так уж и безобиден, он вполне может дать отпор волку и лисе, если те вздумают на него охотиться.

 

Станция 5 - Домик гостеприимного хозяина 

Ну вот мы и добрались до домика нашего нового друга – БАРСУКА. Давай с ним немного поиграем.

 

Игра 1 – Домик для барсука

«Помоги нашему барсучку выбрать «домик» где он будет жить»

Цель: закрепление представлений детей о том, где и в каких условиях проживает барсук.

Задачи:

- развивать речь, память, внимание,

- активизировать ранее полученные знания о среде обирания барсука,

- учить детей называть и распознавать «домики» животных, уметь определить место, где обитает барсук из предоставленных картинок,

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Материал к игре:

Круг с изображением барсука, набор картинок - «домиков» домашних и диких животных.

Правила игры:

Взрослый предлагает детям выбрать картинку с «домиком» для барсука, а также назвать о животное, которое в нём живёт. 

Игра 2 – Покорми барсука

«Давай вспомним чем любит лакомиться наш друг Барсук»

Цель: закреплять знания детей о барсуках (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о животных.

Задачи: 

- развивать познавательный интерес, слуховое восприятие и фразовую речь,

- упражняться в умении использовать в речи простые предложения,

- - активизировать ранее полученные знания о рационе барсука.

Материал к игре: Для игры понадобятся цветные картинки с изображением еды на выбор для барсука.

Правила игры:

Взрослый предлагает детям выбрать картинку с едой для барсука, на основании полученных ранее знаний.

Игра 3 – Весёлые вопросики

игра – викторина

«Давай я буду задавать тебе вопросы, а ты попробуешь дать мне правильный ответ»

Цель: закрепить у детей знания, полученные ранее. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь

Задачи:

-способствовать формированию у детей чувства любви к животным;

-закрепить представление детей о барсуке;

-способствовать развитию у детей умения концентрировать внимание для быстрого ответа;

-способствовать развитию связной речи детей, мышление, логику;

- знакомить детей с таким видом игры, как «Викторина»

Материально-техническое обеспечение:

иллюстрации, мультимедийная установка, музыкальное сопровождение “Звуки леса”, “Звуки животных”, “Пение птиц”, игротека.

Правила игры:

Взрослый задает детям вопросы относительно пройденного материала, активируя ранее полученные знания и направляя к верному ответу.

Вопросы по викторине (Приложение 6)

1. ДАВАЙ ВСПОМНИМ, КАК ВЫГЛЯДИТ БАРСУК:

а) Большой пушистый хвост, цепкие лапки, ушки с маленькими кисточками, окрас шерсти – рыжий.

б)Глаза почти слепые, сильные передние лапы с длинными когтями, густая темная шерсть, живёт в земле.

в) На его морде есть две широкие темные полосы, крепкие лапы с длинными когтями, чтобы рыть норы.

2. В КАКОЙ МЕСТНОСТИ ПРОЖИВАЕТ БАРСУК

а) В лесной местности в норах которые делает сам, может вести соседство с лисой.

б) В птичьих гнёздах, которые в бою отбирает у птиц, либо в дупле белки.

в) В странах где много снега, выбирает сугроб побольше и живёт в берлоге.

3. КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДРУГОМ БАРСУКА

а) Волки, дикие собаки, медведи

б) Тигр, рысь, крокодил

в) Лисица, куница, дикая кошка

 

Заключение:

Ну вот мы и завершили наше путешествие по заповедным тропам национального парка «Браславские озёра» и побывали в гостях у жителя заповедника – Барсука. До новых встреч!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козло П. Г. "Барсук"/ Звери: Популярный энциклопедический справочник (Животный мир Беларуси). Минск, 2003. С.66-70

2. Сидорович В. Е. "Норки, выдра, ласка и другие куньи" Минск, 1995. -191с.

3. Сержанин И. Н. "Млекопитающие Белоруссии". Издание 2-е. Минск, 1961. -321с. 

4. Савицкий Б. П. Кучмель С. В., Бурко Л. Д. "Млекопитающие Беларуси". Минск, 2005. -319с.

5. Файбіч А. М., Ратэнка І. І. "Даследаванні па дэмаграфіі барсука (Meles meles L.) на поўначы Беларусі" / Актуальные проблемы экологии: материалы VI междунар. науч.- практ. конф. Гродно, 2010. С.146-147

6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь "Охрана окружающей среды в Республике Беларусь". Статистический сборник. Минск, 2020. - 203 с.