В детском экспериментировании после предварительного зрительно-перцептивного обследования того или иного объекта ребенок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно изменяющие данный объект. В ходе экспериментирования данный объект может быть не только радикально изменен ребенком, но может быть и разрушен. Именно в процессе таких преобразований объекта ребенок раскрывает для себя существенные связи, характеризующие скрытую структуру объекта.
Детское экспериментирование характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребенок выступает как настоящий экспериментатор: он изобретает все новые способы воздействия на окружающие предметы и явления.
Потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психологическое развитие детей, формирование способностей.
Детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний выступает как основной мотив деятельности. При этом у воспитанников ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного. Эта деятельность не задана взрослым ребенку заранее в виде какой-то схемы, а строится самим воспитанником по мере получения всех новых сведений об объекте. В процессе экспериментирования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению направленности деятельности.
Следующая особенность детского экспериментирования состоит в том, что для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев новые способы преобразования объектов. Их поиск идет путем опробования старых способов, их комбинирования. Поэтому пробы и ошибки – важнейший компонент детского экспериментирования. В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь детей делать ошибки, что важно для развития смелости детского мышления.
Н.Н. Поддьяков выделил основные принципы детского экспериментирования [9, стр. 45]:
1) Личностный принцип, в котором подчеркивается роль «самости» ребенка, внутренней активности.
2) Принцип целеобразования – ребенок сам ставит перед собой все новые, более сложные цели, и достигает их в процессе самостоятельного поиска.
3) Принцип саморазвития – новые знания, результаты, новые способы действия, добытые ребенком самостоятельно, он использует в своей дальнейшей деятельности для добывания еще более сложных знаний.
4) Детское творчество – новые полученные ребенком в ходе экспериментирования результаты (новые постройки, новые рисунки, новые сказки) являются творчеством ребенка, результатом его экспериментирования.
Таким образом, детское экспериментирование является ядром в формировании творчества и саморазвития детей дошкольного возраста.
Актуальность
Богат и многообразен мир природы. Окружающая действительность оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, неповторимостью.
Сегодня человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру.
В связи со сложившимися экологическими условиями важно организовать в учреждении дошкольного образования такую систему работы с воспитанниками, которая будет направлена не только на формирование представлений о закономерностях в окружающем мире, но и на воспитание экологической культуры.
А так как особенность мышления воспитанников базируется на чувственном восприятии, то экспериментирование является тем методом развития, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Таким образом, актуальность выбранной темы связана с эффективностью применения метода «эксперимент» в развитии познавательных процессов воспитанников средней группы.
Основная цель моего педагогического опыта - развитие познавательных потребностей воспитанников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу.
2) Создание развивающей среды в группе.
3) Провести серию опытов с воспитанниками по теме «Волшебница вода».
4) Разработать перспективный план «Познавательной практической деятельности» в средней группе.
Описание педагогического опыта
Важным в работе с воспитанниками является организация предметно-развивающей среды. При организации развивающей среды учитывала возрастные особенности детей. Развивающую среду организовала таким образом, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса и инициативы к взаимодействию с окружающим, удовлетворяла потребности к познанию окружающего мира.
Создавая в группе мини-лабораторию, весь материал был подразделен на пять разделов.
Первый раздел «Живая природа». Сюда мы вместе с детьми собрали семена овощей, фруктов, деревьев, зерновых культур. Поместили ящики для выращивания рассады овощей, цветов, стеклянные баночки с почвой для наблюдения за дождевыми червями. Для формирования умений ухода за комнатными растениями был оформлен паспорт растений. Во время летних прогулок за территорию детского сада с детьми собрали гербарий лекарственных растений.
Второй раздел «Неживая природа» - храним песок, глину, камни, чернозем, мел, торф.
Третий раздел «Природный материал». Здесь вместе с детьми и родителями собран природный материал, предназначенный для организации разных занятий: шишки, мох, скорлупа орехов, птичьи перья, кусочки кожи, меха.
Четвертый раздел «Свойства материалов» - хранится разный материал: бумага копировальная разной прозрачности, наждачная, фольга разного цвета, плотности, ткани, металл-проволока, болты, винтики, гайки, магниты, шурупы; резина, увеличительные стекла, тактильные дощечки, баночки с запахами (кофе, ваниль, мука), пищевые продукты: соль, сахар, корица, крахмал; краски - акварель, гуашь; шумовые баночки.
Пятый раздел «Приборы и оборудование». Материал предназначен для проведения опытов. Здесь используем бросовый материал: стаканчики разного цвета и прозрачности; пластмассовые ложки для сыпучих материалов, деревянные палочки, трубочки для коктейля, пипетки, сито, свечи, компас, линейки, веревки разной длины, безмен, воздушные шары.
Требования к объектам уголка экспериментирования:
- Безопасность для здоровья и жизни детей.
- Открытость и доступность.
- Разнообразие материала.
- Эстетичность.
- Соответствие содержания возрасту воспитанников.
- Привлекательность материала.
Детское экспериментирование начала проводить с детьми средней группы (4-5 лет). Работа проводилась по образовательным областям: «Ребенок и природа», «Ребенок и общество». В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их проведение в распорядке дня было разным: утром, на прогулке, во время экскурсии, вечером. То есть тогда, когда у детей возникали вопросы, они замечали что-то интересное, новое в уголке природы, на участке, в природе. Это так называемый случайный эксперимент, который не требует специальной подготовки.
В средней группе в начале учебного года уголок природы пополнился новыми растениями: кливия, бегония. Вместе с детьми пересаживали эти цветы в горшки: укладывали дренаж, перемешивали грунт с песком, насыпали его в горшочки. Детей интересовал вопрос «куда же поместится растение и как его надо сажать»? Мы рассмотрели строение растений, посадили и полили их после посадки водой. В результате такой совместной работы воспитанники познакомились не только со строением растения, но лучше запомнили их название и характерные особенности: форма листьев, их расположение на растении, цвет, а также узнали, что для роста растений, необходима влага, свет, тепло и питательная почва.
Новые растения сравнивали с уже имеющимися комнатными растениями в уголке природы.
Следующий этап работы состоял в развитии умений правильно ухаживать за групповыми комнатными растениями:
¾ правильно держать лейку;
¾ лить воду понемногу до тех пор, пока она не промочит всю землю в горшке;
¾ опрыскивать и протирать мягкой тряпочкой листочки;
¾ правильно и аккуратно мыть горшки для цветов;
¾ уметь определять необходимость поливки и рыхления почвы растений у комнатных растений – по краям горшка;
¾ уметь правильно определять влажность почвы: влажная почва держится на пальцах, сухая – нет.
Пример из практического опыта.
Зимой, во время прогулки ко мне подошла девочка Ульяна и спросила: «А что деревья зимой умирают?» Я спросила у других детей: «Что происходит с деревьями зимой?» Волосевич Влад ответил, что они спят. Максим Величко сказал, что они отдыхают. Я с детьми провела беседу, рассказав о том, что зимой деревья и кустарники не погибают, хотя они сбросили листья и внешне кажутся безжизненными. Для подтверждения этого мы с детьми внесли в уголок природы ветки тополя и поставили в вазу с водой. В то время, когда земля покрыта снегом и деревья в садах и парках стоят голые, в уголке природы на ветках постепенно появлялись зеленые листочки. Таким образом, мы пришли с детьми к следующему выводу: что для роста растений и деревьев огромное значение имеет не только свет и вода, но и тепло. Если одного из важных факторов роста растений (свет, влага, тепло) будет недостаточно, тогда растения и деревья не будут расти.
Когда спустя время на ветках тополя стали появляться набухшие почки – мы вместе с детьми стали наблюдать за дальнейшим видоизменением веток тополя, в частности за превращением почек в листочки.
Дети с любопытством наблюдали за набухшими почками, затем за появившимися листочками. Результаты наблюдений мы с детьми отражали в рисунках.
Всем известно, что появление листьев на ветках в вазе, процесс длительный. Многие дети теряют интерес в ожидании результата. Чтобы оживить внимание детей к процессу наблюдения, я использовала игру-дизайн: «Украсим вазу». Некоторые дети захотели сделать цветок из пластилина и прикрепили его к вазе в виде налепа, а я предложила сделать из бумаги «юбки для вазы» и украсить их аппликацией. Воспитанники с удовольствием приняли участие в игре-дизайне и работали творчески и с интересом.
Игра-дизайн воспитывает способность эстетически воспринимать действительность, обогащает опыт детей средствами и способами художественного преобразования объектов окружающей среды.
В случайном эксперименте не всегда участвуют все дети. В проведении таких опытов участвует в основном тот ребенок, который задает вопрос и те дети, которые тоже этим заинтересовались. Для того чтобы привлечь остальных детей к процессу экспериментирования я использовала игру-дизайн. Например, придумывали «одежду» для камней, горшков, вазы и так далее.
Весной, в начале апреля, на прогулке мы с детьми любовались сосульками. На следующий день погода выдалась солнечной. Алеся Потапенко и еще несколько детей заметили, что сосульки стали меньше. Я объяснила ребятам, что «началась капель»: днем пригрело солнце, оно нагрело крышу, а теплая крыша разогрела снег, получилась вода, вода стала капать с крыши. Солнце прячется, вода замерзает и получается сосулька. Когда солнышко просыпается и пригревает, сосулька начинает капать. Внизу образовалась небольшая лужица, и было слышно, как капает вода. Чтобы привлечь внимание остальных детей, я предложила им послушать песенку капели и придумать свою: «Спойте, как капает водичка медленно», «А как звучит быстрая песенка капели?». У детей это звукоподражание капели вызвало эмоциональный подъем и увлеченность.
К плановым экспериментам необходимо готовиться заранее: определить задачи, выбрать объект, придумать приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты проводятся во время занятий. Но так как занятия ограничены временными рамками, поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе, ее можно продолжить в дополнительные часы, а если, наоборот, устал, опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности. Во время любого эксперимента важно у детей сохранять ощущение внутренней свободы. Необходимо радоваться открытиям детей, одобрять их попытки мыслить самостоятельно.
В декабре месяце, когда выпал первый снег, мы с детьми средней группы после игр со снегом, набрали снег в два разных по цвету ведерка. В синее ведро я предложила детям плотно уложить снег. А в красное – набросать не уплотняя. Ведерки внесли в помещение. Вечером дети увидели, что количество воды в ведерках разное. Я спросила у детей почему так случилось? Один ребенок сказал, что красное ведерко как огонь согрело снег быстрее. Другой предположил, что в красном ведерке от тепла вода высохла быстрее, поэтому ее меньше. Кто – то из воспитанников сказал: «Снег растаял, потому что в группе тепло, греют батареи». Один из воспитанников отметил: «В синее ведерко мы набросали снега больше». Я похвалила детей за их ответы, помогла сделать вывод: в синем ведре, где был плотный снег, воды больше, чем в красном, где был рыхлый снег. Провела серию экспериментов с воспитанниками по теме «Волшебница вода» [Приложение № 2]. Проведение опытов с водой помогло систематизировать имеющиеся знания у воспитанников о свойствах воды.
Таким образом, развивать познавательную активность детей и их представления об окружающем мире очень эффективно с помощью наблюдения и эксперимента.
Важную роль в развитии и формировании личности ребенка занимают родители. Поэтому для родителей средней группы я подготовила и провела консультацию на тему «Познавательные интересы детей дошкольного возраста» [Приложение № 3]. В данной консультации я раскрыла родителям важность их участия в наблюдении с ребенком за окружающим миром. Перечислила рекомендации по организации мини-уголков для ребенка дома, чтобы у ребенка была возможность повторить интересный и запомнившийся эксперимент дома.
В октябре месяце была организована и проведена выставка совместных работ родителей с детьми «Осенняя симфония». Задача заключалась в совместном изготовлении композиций из природного материала [Приложение № 4].
Для передачи педагогического опыта среди педагогов в учреждении дошкольного образования был разработан перспективный план познавательной практической деятельности для воспитанников средней группы [Приложение № 1].
Таким образом, в процессе практического опыта я выявила важный факт, что знания, которые дети получают во время экспериментов, расширяют их познавательный опыт. Воспитанники, которые активно участвуют в экспериментальной деятельности, вырастут наблюдательными и любознательными. При необходимости они всегда смогут найти полезное занятие в свободную минуту, будут бережно и с любовью относиться к природе.
Результативность и эффективность опыта
Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме «Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста» систематизировала мои знания о видах и структуры детского эксперимента, о задачах познавательного развития воспитанников.
В условиях реализации учебной программы дошкольного образования возрос интерес к детскому экспериментированию. В программе выделено направление: познавательное развитие.
Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания. Поэтому моя задача, как и любого педагога, - не подавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открывать мир. Я поощряю активные действия детей в окружающей действительности, при этом любой другой педагог дошкольного учреждения образования должен поступать точно так же.
Мой педагогический опыт показывает, что именно эксперимент позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых объектах, делает процесс развития более эффективным, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию и другие), удовлетворяет любознательность воспитанников.
Таким образом, детское экспериментирование в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста способствует развитию всех психических процессов, формирует его сенсорные, моторные, интеллектуальные способности.
Список используемых источников
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Москва: Творческий центр, 2001
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология/Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск, 2008
- Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование – Москва: Педагогическое общество России, 2003
- Лира Т.А., Мельник Е.И. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей. – 2-е изд., испр. и доп. Мозырь: Содействие, 2007
- Министерство образования Республики Беларусь. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НМУ «Национальный институт образования», 2012
- Никашина Г.А. Весь мир в игре: Игровая модель познавательного развития ребенка, ч.2 – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006
- Павлов С.Б. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста: Из опыта работы дошкольных учреждений. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005
- Пономарева Л.С. Экспериментальная работа в детском саду. – Мозырь: Содействие, 2007
- Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. – Краснодар: У-н «МЭГУ. Краснодар», 2007
разгарнуць » / « згарнуць