Гатоўнасць дзіцяці да школы - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Гатоўнасць дзіцяці да школы

     Поступление в школу чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Новая социальная ситуация вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительных действий. Таким образом,  эта ситуация ужесточает условия жизни ребёнка и выступает для него как стрессогенная. У ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая направленность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребёнка. Ребёнку предстоит преодолеть эти испытания.

     Ребёнок должен, идя в школу, уметь не столько читать и писать, сколько он должен быть психологически готов к школьному обучению. Эта готовность предполагает несколько моментов:

  1. У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация – осознанное стремление к школе, интерес к учебной деятельности:
  • Эмоционально – благополучное отношение к школе, обучению и к себе лично;
  • Стремление познать новое, приобретать знания;
  • Желание учиться и занять положение школьника с его правами и обязанностями;
  • Осознания необходимости обучения, как обязательной ответственной деятельности.

     Основа для формирования учебной мотивации детей – любознательность, которая проявляется в детских вопросах. К ним необходимо правильно относиться:

  • Не игнорировать, не высмеивать их, так как, всё это блокирует детскую мысль, снижает стремление к познанию;
  • На вопросы отвечать не сразу, а предложить самим подумать; предложить ряд встречных, наводящих вопросов;
  • Самим раздавать детям вопросы не констатирующие (что? где?), а заставляющие думать, сравнивать, искать закономерности.
  • Для того, чтобы у детей был стимул к познанию, им необходимо показывать практическую значимость приобретённых знаний (усвоение счёта для сервировки стола, усвоение правил дорожного движения для собственной безопасности при переходе дороги и т. д. );
  • Семейное чтение художественной литературы;
  • Организовать книжный уголок для ребёнка;
  • Взрослым для решения проблемы обращаться к книге;
  • Игры в школу;
  • Показ фото из школьной жизни;
  • Рассказ о своих любимых учителях.

     При развивающих занятиях  с ребёнком необходимо соединить интересное и малопривлекательное, чтобы дети понимали, что обучение – это не только праздник, где всё интересно, легко, но и определённый труд, требующий усилий.

  1. У ребёнка должна быть сформирована волевая готовность к школьному обучению:
    • Умение сознательно управлять своим поведением, умственной деятельностью;
    • Умение планировать свою деятельность;
    • Доводить начатое дело до конца;
    • Самостоятельно выполнять задания взрослых;
    • Подчиняться правилам поведения;
    • Слышать и слушать взрослых и сверстников;
    • Ставить перед ребёнком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав её своей;
    • Помогать и направлять в достижении цели, то есть, помогать отбирать средства для своей деятельности, действовать по плану и достигать намеченной цели;
    • Обучение самоконтролю, умению искать ошибки в своей работе, исправлять их.
  2. Важно развитие у ребёнка моторики и координации движений, всего тела, и особенно рук, для обучению письму:
  • Через использование гимнастических комплексов для рук;
  • Через игры с пластилином, крупой, орехами;
  • Через раскрашивание;
  • Через вырезание и т. д.
  1. Общее физическое здоровье ребёнка, чтобы он мог выдержать нагрузку в течение урока и в течение учебного дня.
  2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – предполагает наличие определённой системы знаний и следствие, закономерности в окружающем мире:
  • Определённый уровень развития внимания;
  • Памяти (смысловое запоминание);
  • Мышления (наглядно – схематического, наглядно – образного);
  1. Социально – психологическая готовность включает:
  • Желание и умение общаться с детьми, со взрослыми;
  • Действовать сообща; умение уступать, согласовывать свои действия с другими детьми.
  1. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируется речевая сфера, к которой относятся:

а) звукопроизношение;

б) эмоциональная культура речи;

     Не выразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, трудностям при чтении и запоминании стихов.

Необходимо учить детей:

  • Выражать свои мысли ясно и чётко;
  • Передавать ясно то, что увидел, услышал;
  • Учить выделять в рассказе главное;
  • Передавать рассказ по определённому плану;
  • Учить стихи.