Канцэпцыя развіцця інклюзіўнай адукацыі - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Канцэпцыя развіцця інклюзіўнай адукацыі

                                                                                                                   

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра образования

Республики Беларусь

22.07.2015 № 608

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования.

Концепция исходит из признания исключительной роли образования как социального института в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются как потенциал для развития, как априорная ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть обучающихся выбывает, потому что система не готова к удовлетворению их индивидуальных потребностей в обучении. Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех детей, вне зависимости от их способностей, возможностей, культурного и социального положения, становится все актуальнее. Система образования стремится создать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся.

Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, 5 девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.  

Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Настоящая Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, что обусловлено значительным разнообразием и вариативностью образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития; продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институционализация; наиболее остро выраженной потребностью в создании адаптивной образовательной среды для них в учреждениях образования; обучением значительной части лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам не основного, а специального образования.

Актуальность развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития обусловлена также готовящимся присоединением Республика Беларусь к Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, в которой провозглашена обязанность государств-участников Конвенции обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.

Развитие инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь не исключает права выбора ими иной организации образовательного процесса и возможности получения образования в системе специального образования, т.е. в учреждениях специального образования, в учреждениях дошкольного и общего среднего образования при осуществлении в них интегрированного обучения и воспитания.

Для целей Концепции используются следующие основные термины и их определения:

адаптивная образовательная среда – система условий (архитектурная безбарьерная среда, индивидуальный учебный план, 6 сопровождение (ассистирование), технологии, методы, средства обучения и т.д.) и отношений (инклюзивная культура), создаваемая в учреждении образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность (далее – учреждение образования), в максимальной степени обеспечивающая возможности для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося;

инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся;

класс инклюзивного образования (группа инклюзивного образования, учебная группа инклюзивного образования) – класс (группа, учебная группа), в котором (которой) реализуются образовательные программы основного образования, в том числе для лиц с особенностями психофизического развития, в условиях адаптивной образовательной среды и с необходимым для успешного обучения психологопедагогическим сопровождением;

лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и (или) препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий;

особые образовательные потребности – необходимость в специальных условиях, методах и дополнительных средствах обучения, обусловленная особенностями (физическими, психическими, социальными, лингвистическими и т.д.) и способностями обучающегося;

психолого-педагогическое сопровождение класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования, учебной группы инклюзивного образования) – форма взаимодействия специалистов учреждения образования, объединяющихся для определения условий адаптации образовательной среды с учетом особенностей психофизического развития обучающихся (разработка программы индивидуальной помощи, определение направлений адаптации содержания учебных программ, консультирования педагогов, родителей и т.д.);

специальные условия – условия, обеспечивающие создание адаптивной образовательной среды, доступ к информационнокоммуникационным ресурсам, предоставление обучающимся с 7 особенностями психофизического развития педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, а также в случае необходимости – технических средств социальной реабилитации; учебный план класса инклюзивного образования (группы инклюзивного образования,

учебной группы инклюзивного образования) – учебно-программный документ, устанавливающий особенности получения образования в учреждениях основного или дополнительного образования обучающимися с особенностями психофизического развития.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования.

Задачи, направленные на достижение поставленной цели:

разработка нормативного правового обеспечения инклюзивного образования;

осуществление научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности, затрагивающей разные аспекты инклюзивного образования;

создание системы научно-методического обеспечения инклюзивного образования;

создание адаптивной образовательной среды в учреждениях образования;

формирование толерантности у всех участников образовательного процесса;

формирование системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, направленной на обеспечение их готовности работать в условиях инклюзивного образования;

повышение роли и ответственности законных представителей обучающегося с особенностями психофизического развития в получении образования.

Инклюзивное образование основывается на следующих принципах:

системности – инклюзивное образование представляет собой системное явление в образовании, охватывает всю систему образования, применимо на всех уровнях и во всех видах образования;  

комплексности – инклюзивное образование вызывает изменения во всем комплексе взаимоотношений в учреждении образования, предполагает согласованную деятельность специалистов;

доступности – инклюзивное образование требует адаптации образовательной среды для любой категории обучающихся, в том числе обучающихся с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования всех уровней основного образования, а также дополнительного образования;

вариативности и учета особых образовательных потребностей каждого обучающегося, в том числе с особенностями психофизического развития, индивидуализации образовательного процесса; 

толерантности – инклюзивное образование предполагает формирование отношений, основанных на понимании, принятии и уважении существующих различий, признании равных прав.

  1. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Нормативное правовое обеспечение Осуществление инклюзивного образования предполагает создание соответствующего нормативного правового обеспечения: разработку плана реализации Концепции; внесение изменений в нормативные правовые документы, регулирующие организацию образования лиц с особенностями психофизического развития; разработку порядка организации и осуществления инклюзивного образования в учреждениях образования; разработку учебно-программной документации; внесение изменений в типовые штаты учреждений образования и др.

3.2. Научно-методическое обеспечение Для успешного развития инклюзивного образования необходимо проведение прикладных научных исследований, научноисследовательских работ, осуществление экспериментальной и инновационной деятельности. Научные исследования должны быть направлены на разработку методологических оснований инклюзивного образования, организационных и методических условий осуществления инклюзивного образования, научных подходов к отбору содержания образования по 9 образовательным областям и учебным предметам, коррекционным занятиям, темам, методическим рекомендациям; определению характера и содержания коррекционных занятий, разработку дидактики инклюзивного образования; создание учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания и учебно-методической документации; выработку качественных и количественных индикаторов эффективности инклюзивности учреждения образования. Структурные элементы научно-методического обеспечения образования по уровням основного образования могут объединяться в единые для разных категорий обучающихся учебно-методические комплексы. Содержательно учебные издания должны отвечать принципам разноуровневости, вариативности и коррекционной направленности.

3.3. Особенности реализации образовательных программ основного образования При инклюзивном образовании реализация образовательных программ основного образования предполагает создание специальных условий в учреждениях образования. Для обеспечения качества образования всех обучающихся используются специальные педагогические методики, современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, дистанционные, проводится целенаправленная работа по формированию толерантности у всех участников образовательного процесса, включая законных представителей обучающихся. Обучающимся с особенностями психофизического развития обеспечивается индивидуальный подход, создаются возможности для наиболее полного участия их в жизнедеятельности учреждения образования. Для осуществления инклюзивного образования в учреждениях образования открываются группы инклюзивного образования (классы инклюзивного образования, учебные группы инклюзивного образования). В штатные расписания учреждений образования, открывших группы инклюзивного образования (классы инклюзивного образования, учебные группы инклюзивного образования), могут быть введены дополнительные штатные единицы. Содержание образования лиц с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования основывается на содержании соответствующего уровня основного образования (а не специального, в отличие от интегрированного обучения и воспитания), при этом учитываются особые образовательные потребности 10 обучающихся, осуществляется коррекционная работа, психологопедагогическое сопровождение. В случае успешного освоения лицом с особенностями психофизического развития соответствующей образовательной программы, за исключением образовательной программы дошкольного образования, ему выдается документ об образовании, подтверждающий освоение лицом с особенностями психофизического развития содержания соответствующей образовательной программы. Инклюзивное образование может осуществляться при реализации образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

3.3.1. При реализации образовательных программ дошкольного и общего среднего образования в учреждениях образования, осуществляющих инклюзивное образование, создаются группы инклюзивного образования, классы инклюзивного образования, имеющие меньшую наполняемость. Соотношение количества обучающихся с особенностями психофизического развития и обучающихся, не имеющих таких особенностей, должно обеспечивать баланс интересов обучающихся и не препятствовать успешному освоению ими образовательных программ основного образования. Решение об открытии групп инклюзивного образования, классов инклюзивного образования принимается учредителем. Образовательный процесс для обучающихся с особенностями психофизического развития в группах инклюзивного образования, классах инклюзивного образования осуществляется в соответствии с учебным планом группы инклюзивного образования, класса инклюзивного образования, включающим коррекционные занятия, структура и содержание которых учитывают индивидуальные особенности и потребности обучающегося. В группе инклюзивного образования, классе инклюзивного образования в случае необходимости работают два педагогических работника, один из которых имеет высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» (направление «Специальное образование»), а другой имеет высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Проф 11 Осуществляется психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса в группе инклюзивного образования, классе инклюзивного образования.

3.3.2. При реализации образовательных программ профессиональнотехнического, среднего специального, высшего образования в учреждениях образования организуются учебные группы инклюзивного образования. Сохраняются учебные группы, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития; возможно также индивидуальное осуществление образовательного процесса. При осуществлении инклюзивного образования в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования создается адаптивная образовательная среда, в которой лица с особенностями психофизического развития могут освоить содержание соответствующих образовательных программ (профессиональнотехнического, среднего специального, высшего образования) с учетом особенностей их психофизического развития и при отсутствии медицинских противопоказаний к освоению их содержания и работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации. В учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования обучающимся с особенностями психофизического развития оказывается психологическая, педагогическая (коррекционная), техническая помощь, создаются специальные отделения, центры профессиональной и социальной реабилитации для лиц с особенностями психофизического развития (далее – центры). На базе центров могут реализовываться экспериментальные и инновационные проекты, организуются консультирование и стажировка педагогических работников, проводятся семинары по вопросам инклюзивного образования, особенностей освоения образовательных программ профессионального образования лицами с особенностями психофизического развития и др. С целью создания благоприятных условий для получения профессионального образования, профессиональной подготовки и включения в социум лиц с особенностями психофизического развития в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования организуется их психолого-педагогическое сопровождение.

3.4. Особенности реализации образовательных программ дополнительного образования Осуществление инклюзивного образования при реализации образовательных программ дополнительного образования предполагает создание адаптивной образовательной среды. Инклюзивное образование может осуществляться при реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, образовательных программ дополнительного образования взрослых.

3.4.1. При реализации образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи обучающиеся с особенностями психофизического развития активно вовлекаются в совместный образовательный процесс, проводится работа по формированию толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, к активному взаимодействию привлекаются общественные объединения, законные представители обучающихся. В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи, которая определяет особенности получения дополнительного образования детей и молодежи учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития.

3.4.2. При реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, как в условиях учреждения образования, так и в условиях производства, может быть реализована индивидуальная программа дополнительного образования, определяющая особенности получения дополнительного образования взрослыми из числа лиц с особенностями психофизического развития. В учреждениях дополнительного образования взрослых реализуются образовательные программы, направленные как на профессиональное развитие обучающихся, в том числе из числа лиц с особенностями психофизического развития, так и совершенствование возможностей и способностей личности. Дополнительное образование взрослых из числа лиц с особенностями психофизического развития может быть формальным и неформальным. Реализация образовательных программ дополнительного образования взрослых может осуществлять учреждениями образования во взаимодействии с общественными организациями и объединениями.

3.5. Роль учреждений специального образования в реализации инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития В реализации инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития принимают участие учреждения специального образования, функции и направления деятельности которых расширяются. Учреждения специального образования координируют в регионе работу по формированию толерантного отношения к обучающимся с особенностями психофизического развития, демонстрируют на конкретных примерах возможности и достижения этих детей. Как структурные подразделения учреждений специального образования создаются ресурсные центры, действующие в настоящее время в режиме инновационных площадок. В ресурсных центрах концентрируются материальные, методические и иные ресурсы для работы с лицами с особенностями психофизического развития конкретной нозологической группы. Ресурсные центры способствуют повышению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, привлечению законных представителей обучающихся к более активному участию в образовании своих детей: координируют проведение мастер-классов, семинаров, круглых столов, в ходе которых происходит обмен опытом построения образовательного процесса, формирования позитивных взаимоотношений с обучающимися с особенностями психофизического развития; организуют консультативную работу с педагогическими работниками и законными представителями обучающихся в условиях инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития; обеспечивают учреждения образования, осуществляющие инклюзивное образование, доступными информационными материалами, отдельными средствами обучения, необходимыми для организации эффективного образовательного процесса. Государственные центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводят психолого-медико-педагогическое обследование лиц с особенностями психофизического развития, по результатам которого составляют заключение, содержащее рекомендации о виде образовательной программы, учреждения образования, особенностях организации образовательного процесса, возможностях получения образования в классе (группе) инклюзивного образования, создании специальных условий для получения инклюзивного образования. В случае 14 установления психолого-медико-педагогической комиссией невозможности усвоения лицом с особенностями психофизического развития образовательных программ основного образования, ему выдается рекомендация об освоении образовательной программы специального образования. Специалисты психолого-медикопедагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации доводят до сведения законных представителей все преимущества и риски, связанные с выбором образовательной программы и учреждения образования.

3.6. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров Для обеспечения функционирования и развития инклюзивного образования создается многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников. Содержание образовательных программ подготовки будущих педагогов на уровнях среднего специального и I ступени высшего образования должно быть ориентировано на формирование академических, профессиональных и социально-личностных компетенций, обеспечивающих эффективную профессионально-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования. Это предполагает обновление и углубление содержания социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин с позиций обеспечения формирования необходимых компетенций, а также повышение методической компетентности профессорскопреподавательского состава учреждений образования. Подготовка кадров ведется как в направлении общей подготовки педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения комплексного сопровождения всех обучающихся, в том числе и с особенностями психофизического развития; так и специальной подготовки педагогических работников, обеспечивающих психологопедагогическое сопровождение обучающихся в условиях инклюзивного образования. На II ступени высшего образования (магистратура) реализуются образовательные программы по подготовке специалистов, в том числе менеджеров, в сфере инклюзивного образования. В системе дополнительного образования взрослых осуществляется реализация образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образовании, направленной на дальнейшее личностно-профессиональное развитие кадров, и 15 образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, направленной на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования в области педагогики и менеджмента инклюзивного образования. С целью непрерывного совершенствования компетенций в области инклюзивного образования управленческих и педагогических работников осуществляется методическое обеспечение их деятельности в межкурсовой период.

3.7. Участие, ответственность законных представителей. Роль общественных объединений Законные представители несовершеннолетних обучающихся с особенностями психофизического развития являются полноправными участниками образовательного процесса. Они выбирают с учетом рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации учреждение образования для своего ребенка с особенностями психофизического развития (учреждение специального образования; учреждение, в котором осуществляется интегрированное обучение и воспитание; учреждение, в котором осуществляется инклюзивное образование). Возрастает их ответственность за принятие решения о выборе учреждения образования и образовательной программы. При осуществлении инклюзивного образования законные представители обучающихся должны способствовать успешному освоению их детьми содержания образовательных программ, созданию адаптивной образовательной среды, социализации обучающихся. Учреждения образования взаимодействуют с общественными объединениями с позиций социального партнерства. Общественные объединения, в том числе представляющие интересы лиц с инвалидностью, могут оказывать учреждениям образования помощь в создании адаптивной образовательной среды, формировании толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития, позитивных социальных представлений и установок о возможностях людей с инвалидностью, адекватных социальных установок у обучающихся с особенностями психофизического развития и их законных представителей, нормально развивающихся сверстников, информировать об успешных практиках инклюзивного образования, взаимодействовать в реализации социальных проектов, касающихся инклюзивного образования. 16 Общественные объединения могут привлекаться к разработке научно-методического обеспечения инклюзивного образования, эффективных технологий и методик работы с обучающимися в условиях инклюзивного образования.

3.8. Финансирование инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития В целях успешной реализации инклюзивного образования осуществляется финансирование научных исследований, научнометодического обеспечения инклюзивного образования. Вносятся изменения в типовые штаты и нормативы численности работников данных учреждений образования путем введения при необходимости дополнительных штатных единиц (учителя специального образования, учителя инклюзивного образования, педагога-психолога, педагога-ассистента, сурдопереводчика, сопровождающего обучающегося с особенностями психофизического развития, и т.п.). Финансирование инклюзивного образования осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ На первом этапе реализации Концепции (2015 – 2017 гг.) осуществляются разработка нормативного правового, научнометодического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий в учреждениях образования. На втором этапе (2018 – 2020 годы) отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование. Продолжается разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися с разными образовательными потребностями, осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность. На третьем этапе (2020 и последующие годы) происходит увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование. Продолжается работа по обозначенным выше направлениям.
  2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализация Концепции будет способствовать: обеспечению равных прав в получении образования и доступа к образованию для всех обучающихся; повышению качества образования и качества жизни всех обучающихся через раскрытие и развитие их духовно-нравственного потенциала, расширение возможностей социализации; максимально возможному включению обучающихся с особенностями психофизического развития в образовательный процесс основного и дополнительного образования; формированию толерантности в образовательной среде и социуме и посредством этого упрочению социальных отношений, основанных на партнерстве, уважении, принятии различий; расширению и углублению профессиональной компетентности педагогических работников в полисубъектном образовательном пространстве; разработке и внедрению инновационных технологий и методик, современных эффективных подходов к организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития; повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей путем их активного вовлечения и партнерства; обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.