Парады бацькам па прафілактыцы маўленчых парушэнняў у дзяцей дашкольнага ўзросту - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Парады бацькам па прафілактыцы маўленчых парушэнняў у дзяцей дашкольнага ўзросту

Советы родителям по профилактике

речевых нарушений у детей

дошкольного возраста

     Профилактика нарушений речи строится на устранении, по возможности, из жизни ребёнка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений.

1. Первичная профилактика (Профилактика до рождения ребенка)

     Многое в развитии ребенка может предопределить наследственность. При наличии особо неблагоприятной наследственности по материнской или отцовской линии необходимо обратиться за консультацией к специалистам, после чего тщательно взвесить все «за» и «против». Что касается состояния здоровья самих будущих родителей, то здесь очень важно не допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а, значит, и последующего) развития ребенка.

   Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Необходимо создавать в доме спокойную обстановку. Разрешение всякого рода конфликтов должно быть отложено не только на время беременности, но и на весь послеродовой период.

   Разумное и правильное поведение будущей мамы во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов. В ближайший перед родами период необходимо полностью исключить неотложные переезды и перелёты в другие города, поскольку не столь редки случаи начала родов непосредственно в поезде или самолете. Что представляет невообразимый риск, как для ребенка, так и для матери. Что касается поведения женщины непосредственно во время родов, то работа в этом плане проводится женскими консультациями, нужно лишь отнестись к этому с полной ответственностью.

   Профилактика после рождения ребенка

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протекание его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по исправлению положения.

   Что касается профилактики непосредственно речевых нарушений, то она складывается в основном:

1) заботы о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и сохранности его речевых органов.

Решение этой задачи выражается в следующем:

  • Предупреждение ушибов в области головы;
  • Предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой;
  • Охрана органов слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума, а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
  • Охрана артикуляторных органов (предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата; исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под одну и туже щеку во время сна(последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса); раннее протезирование зубов в случае их преждевременной потери, что вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов); своевременное оперирование верхней губы и нёба, если они имеются у ребенка; своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет);
  • Охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
  • Охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, борьба с аскаридами и т.д.); этот раздел профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

2) заботы о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.

  • Обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
  • Поощрение лепета ребенка мимикой радости;
  • Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
  • Медленное и четкое произнесение взрослыми простых слов, связанных с конкретной для ребенка жизненной ситуацией, а также отчетливое называние окружающих предметов и производимых действий;
  • Отчетливое и правильное произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов;
  • Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника;
  • Систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно;
  • Полное исключение случаев сюсюканья с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
  • Занятия ритмикой, музыкой и пением, что способствует развитию правильного дыхания, сильного голоса;
  • Развитие тонкой ручной моторики, играющей важную роль в овладении полноценной речью

2. Вторичная профилактика

Если, несмотря на принятые профилактические меры, какие-то неблагоприятные факторы все же имели место, нужно немедленно приступить к проведению вторичной профилактики.

Необходимо приложить все усилия, чтобы обеспечить более благоприятные социально-бытовые условия для дальнейшего развития ребенка. Не менее важное значение имеет и своевременное принятие лечебно-профилактических мер, рекомендуемых по линии детской консультации при поликлинике. В настоящее время существует много медикаментозных средств, способствующих более быстрому созреванию определенных мозговых структур и нормализации их функций. В подавляющем большинстве случаев, все это вместе взятое позволяет полностью преодолеть или значительно смягчить негативное влияние имеющихся вредных воздействий на весь ход дальнейшего речевого развития ребенка.

   3. Третичная профилактика

Это профилактика рецидивов (возвратов) уже устраненных речевых нарушений. Такие рецидивы могут иметь место в случаях недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы или при особо неблагоприятных жизненных ситуациях. По это причине и после прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью.

Литература: Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. –М.: Просвещение, 1998