Использование метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Использование метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование метода наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста

 

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

   Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику его мышления, умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее в речи. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития.

   Успешность обучения детей во многом зависит от качества овладения воспитанниками связной речью, умения последовательно. Полно и логично излагать свои мысли и суждения, воспроизводить содержание текстов в устной речи.

   К концу дошкольного периода ребенку необходимо помочь достигнуть определенного уровня развития речевой активности, обогатить словарный запас, овладеть звуковой стороной речи, сформировать грамматический строй, осознать структуру связного высказывания, развить формы разговорной речи. Поэтому одним из самых эффективных методов и приемов  в процессе формирования связной речи является метод наглядного моделирования.

   Ребенок достаточно рано встречается с символами, моделями, схемами: вывески в магазине, транспорте, дорожные знаки, цветовое оформление разных служб (скорая помощь, пожарная служба, сигналы светофора), значки машин и т.п. Все это привлекает ребенка, он быстро и легко запоминает эти символы, понимает их значение. Для детей дошкольного возраста гораздо полезнее увидеть реальный предмет, чем услышать рассказ о нем. Поэтому использование опорных схем существенно помогает детям выделять главное, находить взаимосвязи.

   Наглядное моделирование, как воспроизведение существенных  свойств изучаемого объекта, создание его заместителя происходит с помощью опорных схем, мнемотаблиц, пиктограмм, предметных картинок.

   Использование метода наглядного моделирования способствует развитию мышления ребенка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей  по какому-либо характерному признаку, приучают детей логически мыслить, запоминать и соотносить форму, величину и цвет. В конечном итоге развивается речь ребенка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи. Метод наглядного моделирования позволяет сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение составлять предложения разного типа, развивать логику и творчество.

   Для активизации умственной деятельности используются различные виды моделей с учётом ряда требований к ним:

  • аналогичность модели предмету познания в знакомых ребенку признаках;
  • доступность для познания;
  • расчленённость элементов объекта;
  • обобщенность.

   Опорные схемы – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память для решения познавательных задач. Схемы, символы, модели – это выводы, итог, суть того материала, который усваивает ребенок. Он должен «рождаться» на глазах детей в виде рисунков, схематических изображений, таблиц.

    Метод наглядного моделирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста используется в процессе освоения всех видов связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • составление описательного и повествовательного рассказа;
  • придумывания творческого рассказа.

   В качестве символов-заместителей при моделировании используют:

  • предметные картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры

   Наглядная модель составления высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность содержания рассказов ребенка.

    Прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения. Умение делать краткие схематические зарисовки и пользоваться ими позволяет ребенку быстро и самостоятельно заучивать стихи наизусть. Прием наглядного моделирования очень эффективен при сочинении стихов и загадок, поскольку детям намного легче рассказать о предмете, опираясь на мнемотаблицы, схематические зарисовки. Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет педагогу более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный лексический словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

   В старшей группе метод наглядного моделирования включает использование и создание различных  видов условно-схематического изображения  реальных предметов и объектов; умение считывать и создавать графические изображения объектов, относящиеся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные…); умение использовать временно-пространственную модель при пересказе и составлении рассказов; самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (предложение, текст), научиться работать с ними

Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи им легче решать с опорой на внешние средства, наглядный материал они усваивают лучше вербального.

   Посредством наглядного моделирования в работе с детьми реализуются следующие задачи:

   1. Формировать умение добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания.

   2. Развивать  умение  формулировать  и высказывать суждения, делать умозаключения.

   Анализируя новый материал и графические его обозначения, ребенок (под руководством взрослого) зрительно воспринимает план своих действий, учится самостоятельно строить на его основе связные высказывания. У детей повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление. Что положительно сказывается на результативности работы.

   Активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации основных компонентов, поэтому большое внимание следует уделять лексическим и грамматическим упражнениям, словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса формирование грамматически правильной речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр в том, что дети не только получают языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность.

   Литература:

1.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Владос, 2004

2. Развитие речи детей старшей группы (с использование метода наглядного моделирования)/сост. А.А. Гранова. – Минск: Зорны верасок, 2017. -111с.