Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

  

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребенка в школе.

   К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще удерживать в непослушных пальцах карандаш.

   Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

   Работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивания пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к письму.

                               Графомоторные навыки включают в себя:

1.       Мелкая мускулатура пальцев

  • Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений.

2.          Зрительный анализ и синтез

  • Упражнения на определение правых и левых частей тела.
  • Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  • Задания с условиями по выбору нужных направлений.

 3. Рисование

  • Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  • Срисовывание геометрических фигур.
  • Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

*Дорисовывание незаконченных рисунков;

*Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (дается законченное изображение, но с недостающими деталями);

*Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

  • Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

  • Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Этапы формирования графомоторных навыков

   Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умения пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в зависимости от следующих факторов:

  • Зрительного восприятия;
  • Произвольной графической активности;
  • Зрительно-моторной координации

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сухом и сыром песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывание рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»)

     М.Н. Русецкая, Г.В. Чиркина предлагают «Визуальный тренажер», который представляет собой наглядно-действенное пособие, направленное на развитие и коррекцию зрительного восприятия у детей 5-7 лет. Цель предлагаемой методики – обучить ребенка способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечит условия для успешного овладения зрительными компетенциями чтения. Предлагаемый авторами альбом содержит достаточный объем наглядного материала для развития у ребенка зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В него включены также задания, способствующих развитию графических способностей детей. Тренажер включает в себя несколько блоков.

   Блок 1. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза. Развитие произвольного внимания. В блоке 7 постепенно усложняющихся серий:

  • рассмотри картинку. Найди такую же картинку в этом ряду. Поставь под ней точку карандашом;
  • найди два одинаковых рисунка в каждом ряду. Покажи их;
  • в вазочках фруктовое мороженое, назови каждое;
  • найди и покажи улитку, которая отличается от других;
  • что нарисовал художник. Назови все предметы;
  • угадай, какие из этих животных спрятались на полянке;
  • все такие фигуры (кружок) подчеркни карандашом, а такие (квадрат) зачеркни, как показано на рисунке.

     Блок 2.Учимся следить глазами. Основная цель: формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера. В блоке 3 серии:

  • найди на рисунке будку для каждой собаки;
  • помоги Красной Шапочке отыскать дорогу к бабушке. Старайся проследить ее путь только глазами;
  • найди два мяча одинакового размера.

   Блок 3.Учимся ориентироваться в пространстве. Основная цель: формирование представлений о системе координат. В блоке 3 серии:

  • найди тень от этой мышки;
  • если наложить эти карточки друг на друга, то получится цветочек – вот такой;
  • каждый из нарисованных предметов «потерял свою «половинку». Дорисуй и раскрась рисунки.

   Блок 4.Учимся запоминать и узнавать. Основная цель: развитие объемам памяти, обучение приемам, облегчающим запоминанию, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления. Предусмотрено 10 заданий.

     Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовывать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить руки «послушанию» необходимо, так ка наступает пора активного усвоения окружающего мира. Который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно, тогда им можно манипулировать.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

(памятка)

                               Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

  • Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений.

2. Зрительный анализ и синтез

  • Упражнения на определение правых и левых частей тела.
  • Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
  • Задания с условиями по выбору нужных направлений.

 3. Рисование

  • Занятия по штриховке по контуру, обводка.
  • Срисовывание геометрических фигур.
  • Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

*Дорисовывание незаконченных рисунков;

*Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (дается законченное изображение, но с недостающими деталями);

*Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

  • Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

  • Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)

Этапы формирования графомоторных навыков

   Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

  • В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку
  • В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков
  • В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.
  • Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

   Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сухом и сыром песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывание рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»)

Литература:

1. Формирование графомоторных навыков старших дошкольников с общим недоразвитием речи. - Белгород , 2018

2. Русецкая М.Н., Чиркина Г.В., Визуальный тренажер. -М.:Аркти, 2007-72 с.

3. Градова Е.Н. Формирование пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Спб., 2010. -233 с.

4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.- М.: Владос, 2005.- 112с.