С чего начать помощь ребёнку - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

С чего начать помощь ребёнку

С  чего начать помощь ребёнку 

   Больше играйте с детьми

     Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом  развитии - это огромный повседневный труд родителей и      окружающих ребенка лиц.

   В этом нелегком труде ведущая роль принадлежит организации игр.

   Выбор игры и ее проведение должны осуществляться с учетом возраста ребенка, его умственных и физических возможностей. Одних детей приходится  учить правильно использовать игрушки, с другими можно начать с довольно сложных игровых действий, включающих развитие зрительного и  слухового внимания, памяти.

   Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребенок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память,    вырабатывает      настойчивость и выдержку.

   Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

Какую выбрать игрушку?

   Выбирая игрушки, родители прежде всего должны учитывать возраст, умственные и двигательные возможности ребенка.

   Выбирая игрушку, помните, что игровая деятельность ребенка должна сочетать в    себе физическую активность с умственной.

   Необходимо учесть следующее:

  • в возрасте до 1 года ребенок познает предмет, прикасаясь к нему, учится брать предмет. В этот период он учится слушать, знакомится с цветом. Дайте ребенку погремушку, резиновых животных, издающих разнообразные звуки. Помните, что надо выбирать яркие и обязательно красивые по форме игрушки;
  • от 1 года до 2 лет - возраст первых конструктивных представлений, когда дети начинают что-то складывать, сооружать. Предложите ребенку вложить один кубик в другой или одну матрешку в другую. Можно собрать пирамидку, сложить колодец из брусочков или палочек. Кубики, несложные пирамидки, деревянные вагоны и животные всех видов - вот подбор игрушек для этого возраста;
  • от 2 до 3 лет мальчики и девочки по-разному проявляют свои склонности: девочки начинают одевать, кормить, причесывать кукол, мальчики же предпочитают машины, самосвалы, автобусы, пароходы и т.п. В этом возрасте девочке лучше давать мягкие куклы, а мальчику деревянные машины всех видов;
  • с 3 лет дети вступают в период вопросов: "Что это?", "Почему?". У них сильно развивается воображение. После 3 лет игра значительно усложняется: девочки часами могут играть в куклы, изображая мать, врача, продавца и т.п. Мальчики любят быть то летчиками, то шоферами, то космонавтами;
  • с 4 лет и мальчики, и девочки предпочитают игры на свежем воздухе: самокаты, велосипеды, лыжи, мячи. С этого возраста дети начинают устанавливать в игре правила, а их постройки становятся сложными и продуманными.

   Таким образом, в разном возрасте дети играют по-разному и предпочитают разные игрушки. Можно сказать, что и у игрушек есть свой возраст.

Как учить играть и какую игру выбрать?

   Для начала разделите все игрушки вашего ребенка на те, которыми он будет    пользоваться по своему желанию, и те, которые будут использованы вами в обучающих, целях, и не будут попадать в поле зрения малыша до тех пор, пока вы их ему не предложите, что и явится для него сюрпризом.    

  В момент совершающихся действий с игрушками взрослый неторопливо  проговаривает простыми словами и фразами все то, что видит ребенок.

   Полезно стимулировать у детей отраженные действия, а именно: "сделай, как мама».

   Вот несколько примеров обучения детей, совсем не умеющих играть.

  1. Поиграем на гармони (дудочке, барабане и др.). Взрослый показывает ребенку.
  2. Куда укатился мячик (шарик). Прокатывая по столу от себя мяч или шарик, взрослый привлекает внимание к катящемуся и исчезающему со стола предмету. Затем предлагает ребенку отыскать его на полу.
  3. 3.Поймай зайчика (обезьянку, мишку). Взрослый прячет за подушку игрушку, предупреждает ребенка, чтобы он ее поймал, как только она выглянет. Сначала игрушка появляется в одном и том же месте, но затем то справа, то слева от края подушки. В заключение игрушка может появляться в разных местах. Важно,
  4. чтобы ребенок следил за ее передвижением.
  5. Катание мяча от взрослого к ребенку и обратно.
  6. Бросание мяча по показу взрослого: вверх, о пол, в стену, через голову и т.п.
  7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч. Например, взрослый ставит ребенка против себя, затем поднимает руки вверх и делает мелкие движения кистями рук: "птички полетели". Предлагает ребенку сделать то же самое: "Покажи, как птички полетели", "Поболтаем ножками", "Покачаем головкой"
  8. Нанизывание колец пирамиды. Кольца с простой пирамиды (не более 4-5 крупных элементов) снимают на глазах у ребенка. Изо всех лежащих перед ним колец надо выбирать самое большое.
  9. Бросание мелких предметов (мозаик, бусинок) в сосуд с узким горлышком или узким отверстием. Ребенок должен брать по одной и бросать в сосуд.
  10. Складывание небольших парных предметов, игрушек в мешочек. Ребенок из разбросанных перед ним предметов выбирает два одинаковых и опускает их.
  11. Класть ладошки на стол так, как их положил взрослый. Ребенок вслед за взрослым повторяет движения кистями рук. (Эта игра особенно полезна детям со значительным отставанием в развитии речи).

   С более развитыми детьми, у которых уже есть потребность в осмысленной игре,    можно разыгрывать события из их жизни или жизни семьи, фрагменты любимых сказок, телепередач. В такой игре персонажи легко заменить куклами, игрушечными животными, масками. Активно сопровождать действия речью.

   Постепенно в игры с ребенком необходимо включать упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Надо развивать умение правильно различать      предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности.

Литература:Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 2000.