Как предупредить нарушение речи у ребенка? - Ясли-сад №5 г.Слуцка
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как предупредить нарушение речи у ребенка?

Как предупредить нарушение речи

у ребенка?

   Могут ли родители предупредить нарушение речи у своего ребенка? Прежде всего, стоит разобраться в причинах, вызывающих эти нарушения. Их достаточно много и они самые различные.

   Первой причиной является недостаток речевого общения ребенка. Как только ребенок начинает сидеть в манеже, его часто оставляют перед включенным телевизором. Мама, облегченно вздохнув, получает возможность заняться своими делами. Но хорошо ли от этого ребенку? Безусловно, нет. В этом возрасте ребенок должен не только слышать четкую, краткую и неторопливую речь, но и обязательно видеть артикуляцию взрослого. Слова взрослого должны быть связаны с конкретной ситуацией, иначе как ребенок догадается, о чем идет речь?

   Вторая причина – недостаточное развитие мышц артикуляционного аппарата, наблюдается слабость мышц губ, языка. Мышцы артикуляционного аппарата не получают должной нагрузки, бывают не готовы к произнесению сложных звуков («ш», «р» и др.)

   Чтобы стимулировать развитие артикуляционного аппарата полезно давать ребенку погрызть сухарик, морковку. Когда малыш немного подрастет, можно учить его сдувать ватные шарики, дуть на вертушки, через соломинку, опущенную в стакан с водой, пускать мыльные пузыри. Это не только доставит ему радость, но и разовьет дыхание, укрепит мышцы губ. С трехлетним ребенком моно «покривляться» перед зеркалом: улыбнуться, показать язык, вытянуть вперед губы («хоботок), почмокать губами, поцокать языком. С четырехлетнего возраста, если речь недостаточно четкая, можно заниматься специальной артикуляционной гимнастикой.

   Третья причина – снижение слуха. Если ребенок часто болел простудными заболеваниями, особенно сопровождающиеся отитами, или получал антибиотики, у него увеличены аденоиды, или он родился раньше времени, то существует риск снижения слуха. Причем степень снижения слуха может быть само различной: от выраженной тугоухости до минимального снижения слуха, которое можно обнаружить только при аппаратном исследовании. Ребенок, который недостаточно слышит, воспринимает слова с искажением, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение и грамматика. Сейчас существуют достоверные аппаратные методы обследования слуха детей уже первого месяца жизни.

   Следующая причина – недостаточное развитие фонематического слуха, т.е. слуха, позволяющего различать звуки языка. Если развитие фонематического слуха по каким- то причинам запаздывает, ребенок не может отличить правильное произношение от неправильного, следовательно, не подстраивает свое произношение под нормальное звучание речи. Ребенок нечетко слышит окончания слов, некоторые предлоги, значит, у него не будет своевременно формироваться грамматический строй речи. И все эти проблемы отразятся на письме.

   Ребенок учится говорить, соотносит свою речь с речью взрослого и подстраиваясь под ее звучание. Поэтому ни в коем случае нельзя «сюсюкать» с ребенком, повторять его неправильную речь.

   Неправильный прикус, короткая подъязычная связка, отсутствие зубов и другие нарушения строения артикуляционного аппарата также влияют на правильное произношение. Родителям следует своевременно консультироваться у ортодонта. Укороченную подъязычную связку не всегда необходимо подрезать. Если ребенок может дотянуться кончиком языка до верхних зубов, операция необязательна. В этом случае помогут специальные упражнения.

   Если у ребенка нарушено звукопроизношение, не стоит пытаться исправить его самостоятельно. Лучше обратиться за помощью к специалисту.

   Когда лучше всего обратиться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка к этому возрасту уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. Надо ежегодно консультироваться со специалистом, для того, чтобы отслеживать динамику формирования речи.

   Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.

   Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи.

   Если к двум годам у ребенка не появилась простейшая фразовая речь, необходима консультация логопеда. Возможно, понадобится консультация психоневролога и отоларинголога. Отсутствие речи или плохая речь у ребенка после 2-х лет не всегда вызваны речевыми нарушениями. Они может быть обусловлены наследственностью, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и другими причинами. Только выяснив причину можно эффективно бороться со следствием.

   В дошкольном учреждении эффективно функционируют ПКПП. Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

1. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  •  развитие фонематического слуха;
  • отработка опорных звуков.

   2. Этап постановки звука. Цель этого этапа добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.

   3. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова. Предложения (стихи, рассказы) и самостоятельную речь.

   4. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что ребенок в процессе автоматизации начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И ели он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуками по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Причины и виды речевых нарушений

Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

  • внутриутробная патология;
  • наследственная предрасположенность, генетические аномалии, неблагоприятные роды и их последствия;
  • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
  • ребенок общается с детьми с нарушениями речи;
  • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
  • ребенок перенес стресс или испуг.

Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • выполнять все рекомендации учителя-дефектолога;
  • выполнять лечение, назначенное неврологом;
  • обеспечить регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
  • осуществлять контроль за речью ребенка.

А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

  • ошибки на письме и при чтении;
  • снижение самооценки;
  • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками

Литература:

1. Специальная дошкольная педагогика/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер- М.: «Академия», 2002

2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская-М.: «Академия», 1998

3. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.-М.: «Академия», 2004